Варден или страж был добавлен в игру с дополнением Моровинд. На данный момент класс вардена можно приобрести в кронном магазине как отдельно от локаци моровинд так и вместе с ней.
Класс вардена/стража строится вокруг трех классовых веток навыков: Навыки животных, навыки льда и Зеленое равновесие. Все три ветки навыков со своими активными и пассивными способностями помогут как наносить урон, так и защищать товарищей по команде, так и быть одним из лучших целителей в игре.
Давайте разберем кто-же такой варден и что он умеет.
Выбор рассы
При выборе рассы для вардена в рол целителя следует обратить внимание на пассивные навыки:
Бретон - дает 10% к манапулу; Увеличивает сопротивление заклинаниям на 3960; Уменьшает стоимость магии ваших способностей на 3%.
Аргонианин - Увеличивает Макс. Магию на 3%; Когда вы пьете зелье, вы восстанавливаете здоровье 4620, магию и стамину; Увеличивает Макс. Здоровье на 9%, Сопротивление Яду и Сопротивление на 1485; Увеличивает ваше исцеление и получает 5%.
Альтмер - Увеличенное восстановление магии на 9%; Увеличивает Макс. Магию на 10%; Увеличивает урон от огня, холода и электрического урона на 4%.
Атрибуты
В приоритете все 64 очка вкладывают в ману, если ваше здоровье под действием еды не дотягивает до 17К то можно пару очков вложить в жизнь.
Камень мундуса
В большинстве случаев камень мундуса берут Atronach (Атронах) для повышения регена маны, в случае если у Вас большой реген маны или вы используете еду для повышения регена то камень мундуса меняется на The Ritual (Ритуал) для повышения силы хила.
Классовые навыки
Навыки ветки животных

Призыв медведя (ультимативная способность) применяется во время прокачки героя до 50-го уровня и во время соло прохождения контента игры.
Активные способности

Dive наносит хороший урон в соло цель, применяется во время прокачки, морфится в Screaming Cliff Racer.

Betty Netch марф Blue Betty, важный скил который в идеале должен висетьна Вас 100% времени боя. Betty Netch восстанавливает вам 3555 маны за 24 секунды и дает вам Major Sorcery, увеличив ваш урон от заклинаний на 20%. Важнейшей его особенностью является то что он не требует затрат ресурсов и при активации снимает с Вас один негативный эффект.

Falcon's Swiftness увеличивает скорость передвижения на 30% и восстановление стамины на 20% в течение 10 секунд.
Остальные скилы прокачиваются по желанию и наличию свободных очков скилпоинтов.
Пассивные способности

Когда один из ваших животных-компаньонов умирает, вы восстанавливаете 1260 здоровья. Данная пассивка действует так же и на Нетча, бесплатный отхил никогда не бывает лишним.

Повреждение врага с помощью способности из ветки животных дает 4 очка ультимативной способности. Этот эффект имеет время перезарядки 8 секунд.

Увеличьте восстановление магии и стамины на 12%, если выбран скил из ветки животных.

Увеличивает урон, наносимый заклинанием из ветки животных на 2%, за каждую выбранную способность на панели скилов из этой ветки.
Навыки ветки льда

Sleet Storm (ультимативная способность) в морфе Northern Storm. Создает вокруг Вас вихрь который наносит морозный урон всем в зоне действия в течении 8 сек. и снижает их скорость передвижения на 70%. Дает Вам и Вашим союзникам (в зоне действия скила) Major Protection который уменьшает получаемый урон на 30%. Если способность выбрана то повышается количество маны на 8% - важнейшая способность для хила и должна всегда быть на панели с которой вы кастуете скилы лечения.
Активные способности

Frost Cloak морф Expansive Frost Cloak. Накладывает на вас и ближайших союзников в радиусе 28м щит льда, который увеличивает физическое сопротивление и магическое сопротивление на 5280 в течение 21 секунды.

Impaling Shards морф Winter's Revenge. Заклинание накладывает в выбранной Вами области круг льда который наносит урон раз в секунду (в течении 12 сек.) и уменьшая скорость передвижения на 30% в течение 3 секунд.
Остальные скилы прокачиваются по желанию и наличию свободных очков скилпоинтов.
Пассивные способности

Увеличьте вероятность наложения на врагов обморожения на 200% с помощью способностей из ветки льда.

Увеличьте физическое сопротивление и магическое сопротивление на 500 за каждый выбранный скил из ветки льда.

Снижение эффективности ловушек, в которые Вы попали на 15%.

Увеличьте Ваш магический и морозный урон на 6%.
Навыки ветки зеленого равновесия

Роща деревьев (ультимативная способность) морф Enchanted Forest или Healing Thicket на Ваш выбор, оба морфа по своему хороши. В выбранной Вами области вырастают деревья которые мгновенно восстанавливают большое количество жизней и в течении 6 сек после этого будут лечить товарищей раз в секунду. Важнейшая способность для прокачки героя, хорошо применяется в данжах и ряде триалов. Заменяется на Warhorn при его появлении.
Активные способности

Fungal Growth морф Enchanted Growth. Вызываете из под земли конусовидную область грибов, которые излечат вас и всех союзников. Накладывает на всех излеченных данным скилом баф увеличивая восстановление магии и стамины на 10% в течение 20 секунд. Очень важный скил к которому необходимо привыкнуть из-за его конусной формы, чаще всего придется отходить от группы либо четко позиционировать товарищей о команде.

Healing Seed морф Budding Seeds. Единственная в арсенал вардена синергия, в выбранной Вами области в течении 6 сек расцветает поле ромашек, по окончании цветения исцеляет всех в зоне действия на большое количество жизней. Союзники могут активировать синергию в любой момент его цветения и восстановить так-же большое количество жизней. В морфе Budding Seeds вы можете заставить расцвести поле ромашек мгновенно. Очень важный скил в ратации хила, в идеале применяется по КД.

Lotus Flower морф Lotus Blossom. Накладывает благословение лотоса которое восстанавливает вам и членам группы за лайт атаки 1320 ед. здоровья и за тяжелую атаку 3960 ед. здоровья. Скил применим для соло игры и во время прокачки, в хайэнд контенте к сожалению для него места нет.
Остальные скилы прокачиваются по желанию и наличию свободных очков скилпоинтов.
Пассивные способности

При исцелении вас или союзника с уровнем менее 40% здоровья умением «Зеленое равновесие» накладывает Major Mending, увеличивая ваше исцеление на 25% в течение 3 секунд.

При исцелении с помощью способностей «Зеленое равновесие» вы получите 250 магик или 250 стамины. Восстанавливает ваш самый низкий пул ресурсов.

Увеличьте исцеление ваших умений «Зеленое равновесие» на 2% за каждую выбранную способность «Зеленое равновесие».

При исцелении вас или союзника накладывается баф увеличивающий Макс. Здоровье на 10% в течение 10 секунд. Данный баф можно увеличить за счет сета Jorvuld’s Guidance.
Оружейные способности
Посох Восстановления
Активные способности

Grand Healing в морфе Healing Springs. Излечивает Вас и Ваших союзников в зоне действия (примерно 2200хп) раз в секунду в течении 3 секунд. Основная лечащая способность всех хилов.

Regeneration - Накладывает баф на вас или до 2 ближайших союзников исцеляя Х здоровья в течении 20 секунд. В морфе Rapid Regeneration восстанавливает больше жизней но действует меньше. Морф Mutagen - если вы или ваши союзники опускаетесь ниже 20% здоровья, Мутаген пропадает и исцеляет сразу же на хорошее количество здоровья и удаляет 1 негативный эффект.

Blessing of Protection в морфе Combat Prayer. Кастует лечащую дорожку которая исцеляет Вас и Ваших союзников, также накладывает Minor Berserk, Minor Resolve и Minor Ward, увеличивая урон от ваших союзников на 8%, Физическое сопротивление и Сопротивление заклинаниям на 1320 в течение 8 секунд. Очень важный скил в ратации, в идеале должен лежать 100% под группой.

Steadfast Ward - накладывает щит на любого союзника, имеющего самое низкое здоровье, сила щита увеличивается до 300% в зависимости от недостающего здоровья. Морф Ward Ally накладывает 2 щита, один из которых всегда будет накладываться на Вас. Морф Healing Ward исцеляет цель сразу и по окончании времени действия щита. Ward является единственным сейв скилом по соло цели в арсенале вардена, его применение очень важно в ряде данжей и триалов.
Остальные скилы прокачиваются по желанию и наличию свободных очков скилпоинтов.
Пассивные способности

Вы получаете Major Mending в течение 3 секунд после полностью заряженной тяжелой атаки, увеличивая ваше исцеление на 25%. Вы также исцеляете себя или ближайшего союзника к цели на 30% нанесенного урона.

Увеличивает ваше исцеление на 15% союзников с уровнем здоровья менее 30%.

Восстанавливает дополнительно 30% магии при завершении тяжелой атаки.

Восстанавливает Магию когда вы блокируете заклинание.

Увеличивает исцеление с помощью заклинаний «школы Посоха Восстановление» на 5%.
Посох Разрушения
Активные способности

Force Shock в морфе Crushing Shock. Сосредотачивает силу стихий (огня, холода и электричества) и наносит урон по соло цели при этом, сбивая каст заклинания цели. Важный скил в ратации хила на ряде данжей.

Wall of Elements в морфе Elemental Blockade. Создает элементальную дорожку перед вами на 8 сек которая наносит урон всем целям раз в секунду. Элементальный урон зависит от выбранного Вами посоха, обычно это посох молнии который вводит цели в off belance. Урон по целям введенным в off belance увеличивается на 10% при достаточном количестве вложенных очков ЧП в соответствующую ветку, обычно у дамагеров данных очков хватает. Если в вашей группе есть маги кастующие данное заклинание можно заменить его Winter's Revenge из ветки льда.

Weakness to Elements в морфе Elemental Drain. Накладывает на цель дебаф на 21 сек., уменьшив сопротивление заклинаниям на 5280. Урон не наносит. Также накладывает Minor Magickasteal к врагу в течение 21 секунды, заставляя вас и ваших союзников восстанавливать 300 Магии раз в 1 секунду, при нанесении урона. Очень важный скил в ратации любого хила, в идеале должен висить на цели 100%, исключением можно считать моменты когда у вас в группе нет мана классов.
Остальные скилы прокачиваются по желанию и наличию свободных очков скилпоинтов.
Пассивные способности

Дает бонусные эффекты при использовании элементальных посохов
Полностью заряженные огневые атаки наносят 12% дополнительного урона.
Полностью заряженные электрические атаки наносят урон ближайшим противникам - 100% нанесенного урона.
Полностью заряженные ледяные атаки агрят цель и заставляя атаковать вас на 15 секунд и дает щит поглощающий Х урона.
При экипировке посоха мороза затраты на блокирование применяются за ману. (Важно!!! никогда не применяйте этот тип посоха в данжах и триалах без веской на то причины)

Позволяет заклинаниям Посоха Разрушения игнорировать 10% Сопротивления заклинаниям цели.

Дает бонусные эффекты при использовании элементальных посохов
Увеличивает ваш урон с помощью по одиночной цели умений на 8% при использовании посоха огня.
Увеличивает ваш урон по областью на 8% при использовании посоха молнии.
Снижает стоимость блокировки на 30% и увеличивает урон, который вы блокируете на 20% при использовании посоха льда.

Восстанавливает магию когда вы убиваете цель заклинанием Destruction Staff или Weapon.
Навыки доспехов
Легкая броня

Annulment в морфе Harness Magicka. Накладывает на себя магический щит на 6 сек (сила щита зависит от количества очков ЧП в ветке bastion). Пока щит активен восстанавливает магию до трех раз, количество восстановленной магии зависит от количества предметов из легкой брони. В современных реалиях данный скил можно кастовать при экипированных на Вас 5 предметов из легкой брони.
Пассивные навыки обязательны вкладывать все, ненужных там нет.
В ветках Тяжелой и средней брони обычно не вкладывают скилпоинты, хотя с выходом Саммерсета мы можем исползовать по полной монстрсеты, что дает нам вложить ряд очков в ветку тяжелой брони для повышении жизни.
Остальные навыки необходимые для хила
Военная ветка

War Horn в морфе Aggressive Horn (Горн или дудка в простонародье). Герой дует в рог повышая при этом всем в радиусе 20 м жизнь, магию и стамину на 10% на 30 сек. Вы и ваши союзники получаете Major Force, увеличивая свой критический урон на 15% в течение 8 секунд. Данный скил всегда должен находится на панели скилов, в основном на фронт баре с дестро посохом.

Purge - важный скил который снимает негативный эфект с вас и ваших сопартийцев в области действия. Крайне важный скил во время прохождения триала ХОФ и ряде подземелий. Имеет 2 морфа Efficient Purge - стоимость применения снижается что позваляет его чаще прокидывать, Cleanse - так-же восстанавливает 15% жизни от максимального значения. Какой брать выбор конечно за Вами, но я выбрал более дешевый вариант т.к. я с ним не так сильно проседаю по мане.
Гильдия бойцов

Предоставляет вам 9 дополнительных Ultimate при убийстве Нежити, Даэдры и оборотней.
Неустрашимые

Necrotic Orb в морфе Energy Orb. Запускает шар сенергии который лечит союзников раз в 0.5 сек в зоне действия. При активации синергии восстанавливает магию или стамину, в зависимости от того какое максимальное значение выше. Заменяет копья темпларов.
Классовые скилы - обязательно прокачиваются все без исключения.
Алхимия

Medicinal Use - увеличивает время действия крафтовых зелий на 30%. Время действия крафтовых банок составляет 47.5 сек при времени кулдауна использования зелий 45 сек, это дает нам быть под бафом зелья 100% времени.
Ротация
Начну с главного, во время прокачки героя до 160го уровня (и во время прохождения квестов после 160го) вы в основном будете выполнять роль дамагера с функцией целителя, поэтому выставляйте на панель скилов более дамажные способности и парочку хилящих для прокачки ветки, в помощь Вам придет ваш добрый друг медведь. Если вы пойдете в подземелья то вам необходимо будет немного поменять ваши скилы, но все-равно советую хотя-бы один скил на панели оставить из другой ветки для ее прокачки, они от части будут бесполезны или неприменимы но данная ветка будет прокачиваться.
Итак мы взяли 160 ЧП и начинаем нормально разбираться с нашей ротацией, начнем с панели скилов. Уточню что это не эталон и расстановки скилов может быть другая и в зависимости от ситуации, подземелья/триалов и вашей группы скилы на панели могут менятся.
Панель с посохом разрушения
Панель бафов с нетчем на передней панели
Вариант когда необходимо сбивать каст заклинаний
Дорожка молний может быть заменена на Winter's Revenge из ветки льда если у вас в группе кто-то уже использует ее в своей ротации.
Панель с посохом восстановления
Большой отхил группы + увеличенный реген маны
Самый большой отхил группы
Вариант для снятия дебафов, Healing Ward может быть заменен на Harness Magicka
Как видим вариантов расстановки скилов действительно много. Могут быть ситуации где необходимо применение совершенно других скилов таких как барьер из военной ветки хорошо защищающий группу; деревья при экипировке таких сетов как Master Arhitect или Inventor's Guard для бафа группы на урон или понижение входящего урона.
Если с панелью скилов не все так сложно, то в плане позиционирования все намного тяжелее. Главная проблема вардена это его позиционирование в группе. Способности вардена из ветки "Зеленого равновесия" при наложении на союзников накладывают положительный эффект в виде повышения здоровья, если цветы можно прокинуть под большую часть группы то с грибами дела обстоят на много хуже. Часто приходится отходить подальше от группы так чтобы наложить эффект грибов сразу на всех союзников. Применение умения Combat Prayer так-же застовляет нас отходить от группы что-бы наложить положительный эффект на большую часть сопартийцев. При игре за вардена нужно понимать где вы должны стаять, где располагается группа, четко представлять механики боссов дабы ваш отход не оказался для вас губительным.
Каким же образом мы должны располагаться в группе из 4 человек?
Идеальным расположением будет конечно ромбовидное построение группы, так вы сможете максимально эффективно и исцелять группу и накладывать положительные эффекты. Как и все идеальное в жизни это возможно далеко не во всех ситуациях.
Статья дорабатывается
Снаряжение
Еда
Во время прокачки героя до 50-го уровня очень хорошо применять ведьмино варево т.к. эта еда скалируется от Вашего текущего уровня.
После взятия 50-го уровня и 160 ЧП хорошо использовать синею еду аналагичную этой
Так-же есть еще один вид еды но его применение ситуативно и стоит за еденицу порядка 3000 золота что довольно-таки дорого.
Алхимические напитки
Во время прокачки героя до 160ЧП применяется то зелье которое Вам падает т.к. он меняются каждые 5-10 уровней. После взятия ЧП в обычных подземельях и для солопоходов используют обычные дроповые банки
Для походов в ветеранские данжи и триалы необходимо использовать трехстатные банки которые не только восстановят ману но и увеличат ваш Хил за счет критов и силы заклинаний
Используемые сеты
Для хила существуют ряд сетов применяя которые Вы сможете либо увеличивать ваш хил, либо бафать группу. Базовыми сетами (с выходом Саммерсета) считаются Sprll Power Cure (падает из данжа "Башня Белого Золота") и сет Vestmend of Olorime (падает в новом триале "Клаудрест"). Оба сета по своему хороши и могут меняться в зависимости от ситуации, Олорим более статичен а СПК более динамичен.
Благодаря новым изменениям Саммерсета можно использовать посох как 2 предмета экипировки, мы можем как вариант одевать базовый сет на тело, бежутерию и посох от второстепенного сета и полноценно использовать монстрсет. Как второстепенный сет могу посоветовать ряд очень удачных сетов и часто применяемых в триалах и днжах.
Первые три зарекомендовали себя очень хорошо и применяются постоянно во всех триалах и данжах, четвертый сет новый - сильно повышает хил но при этом требует периодического каста хевиатак что не всегда возможно. Последний сет очень хорош т.к. увеличивает время действия многих Ваших важных скилов и ряда пассивок.
Монстр сетов в игре множество, могу отметить два самых полезных сета
Чемпионские очки
Зеленая ветка
Arcanist 75
Tenacity 75
Warlord 36
Shadow Ward 34
Tumbling 30
Синяя ветка
Blessed 75
Elfborn 75
Elemental Expert 37
Spell Erosion 22
Master-at-Arms 11
Thaumaturge 30
Красная ветка
vHOF, vSO, vHRC, vAS
Ironclad 66
Spell Shield 30
Thick Skinned 56
Hardy 49
Elemental Defender 49
vMOL, vAA, vCR
Ironclad 66
Spell Shield 52
Thick Skinned 56
Hardy 27
Elemental Defender 49